К вопросу "абстрактности" справедливости

 

Кризис индустриального общества наиболее явно наблюдается в кардинальном снижении добросовестности всех видов общественной деятельности. Так, в фундаментальной науке ученые уже только кормятся от занятия научной деятельностью путем ее имитации. Самый простой способ имитации, это исследовать несуществующие проблемы, снабжать феномены несуществующими свойствами или выдавать их малозначительные свойства за ключевые. В результате создается лишь информационный шум, который сбивает людей и общественное сознание с толку. 

Единственное, в чем ученые действуют вполне добросовестно, это в выполнении заказа недобросовестной власти на внедрение в общественное сознание нужных ей ложных представлений о природе общества, его качественной организации, сути общественных отношениях. Сказанное относится, например, к рассуждениям обществоведов о фантомности феномена справедливости или невозможности верифицировать его в рациональном виде. Но это требуется лишь власти - для легитимации недобросовестности своей деятельности.

На самом деле все совсем не так. Вовсе не случайно греческие философы считали справедливость «краеугольным камнем миропорядка». И этому представлению есть вполне понятное обоснование, сформулированное как минимум 2,5 тыс. лети назад. 

Общество, это часть общественной территории мироздания, созданная объединением людей для совместного достижения общих для них целей. То есть, для более эффективного достижения нужных всем целей существования путем специализации, возможность которой обеспечивает совместная деятельность. Любая коллективная деятельность требует наличия общего порядка – необходимого для достижения общих целей и соблюдаемого всеми членами общества. И для любого общества концепцию общего порядка диктуют ответы на два главных для его членов вопроса - внесения членами общества вклада в достижение общих целей и дележа между членами общества достигнутых совместной деятельностью результатов. 

Так что оба вопроса полностью очевидны и предельно рациональны. И с древнейших времен существует очевидный ответ на оба вопроса в виде справедливости, как идеи (концепции, принципа) социальных отношений, постулирующей равенство их субъектов. А много тысячелетний опыт однозначно свидетельствует, что справедливые социальные отношения обеспечивают максимальную эффективность достижения общих целей. Другое дело, что в совместной деятельности возможны два вида равенства и, как следствие, два вида справедливости.  

В социальной сфере действует простая справедливость, которая подразумевает равный во временном измерении вклад участников совместной деятельности в обеспечение достижения общих целей и равные возможности пользоваться результатами их достижения. Например, люди платят равные во временном измерении налоги и получают равные возможности пользоваться правовой или социальной защитой. Тогда как «распределительная справедливость» не предусматривает вклада в получение результата и потому выглядит барским извращением простой справедливости.  

В интеллектуальных сферах деятельности (политической, экономической, научной и культурной) действует сформулированная Аристотелем пропорциональная справедливость. В соответствие с ней соблюдается равенство не участников коллективной деятельности, а только их вкладов – доля участника в общем результате равна доле внесенного им вклада в его достижение. Так в совместном бизнесе доля вклада участника равна причитающейся ему доле прибыли и количеству имеющихся у него в принятии решений голосов. А «принцип воздаяния», это не особый вид справедливости, а та же пропорциональная справедливость – для уголовного права.   

Так что ничего туманного или абстрактного в феномене справедливости нет. Причем уже тысячи лет. Проблема в недобросовестных правящих классах, которых такое понимание справедливости не устраивает. Поэтому они выдают обществоведческой прислуге заказ «наводить тень на плетень» – внедрять в общественное сознание ложные представления о сущности общества и качестве общественных отношений. 

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded